вторник, 27 сентября 2011 г.

Ошибки двухкомпонентного Кракле
Если вы ошибаетесь при работе в технике двухкомпонентного Кракле, мы рады вам помочь! Не бойтесь совершать ошибки и тогда вы окажетесь на пути неожиданных открытий. Как, например, получилось у нас, когда мы стали работать над созданием "старых" часов.

На Мастер-классе "Ошибки двухкомпонентного Кракле" мы разберем наиболее частые проблемы, с которыми сталкиваются новички при освоении этой техники. Отметим, что сам процесс создания кракелюров очень неоднозначен и зависит от множества условий. Даже уровень влажности и наличие сквозняков влияют на конечный результат.



Мастер-класс "Ошибки двухкомпонентного Кракле"

Для работы нам понадобятся:
Патинирующий лак для декупажа №739 IDEA (двухкомп.1шаг),
Кракелюрный лак для декупажа №740 IDEA (двухкомп.2шаг),
Уайт -спирит Maimeri, Льняное масло Maimeri,
Патина битумная №710 от Maimeri,
Деревянная дощечка,
Синтетические плоские кисти,
Бумага для Скрапбукинга,
Клей и лак на водной основе для декупажа ARTPOTCH,
Краска акриловая Solo Goya, Темно-коричневая

Подготовительный этап перед созданием Кракле в лаковом слое

1. Описание двухкомпонентой техники Кракле.


Двухкомпонентное Кракле - это техника создания трещинок в лаковом слое при использовании специальной пары лаков (патинирующего и кракелюрного).

Патинирующий лак (темно-бордовый или бесцветный) - "шаг номер один", т.е. он наносится на подготовленную поверхность первым. Кисти отмываются Уайт-спиритом или водой (если средство на водной основе).

"Второй шаг", собственно Кракелюрный лак (коричневый или бесцветный), состав которого высыхает очень медленно. Так как кракелюрный лак выполнен на водной основе, мастера часто предлагают смывать его с работы водой после акцентирования появившихся трещинок затирочным составом. Также поступим и мы. Но об этом чуть позже.

Третьим шагом идет закрепление результата при помощи отделочного лака или средства из первого шага.
2. Ошибки в подготовке основы.
Основа, на которой планируется создание эффекта Кракле, может быть разная: дерево, стекло, гипс, керамика и проч. Обычно ее очищают или обезжиривают, наносят слой или два краски, лака или грунтовки.

Типичные ошибки:
- Неровная поверхность создает неравномерный эффект Кракле.
- Пористая основа (в том числе, бумага) впитает в себя оба лака, которые не смогут дать полноценных трещинок.
- На основу наносится только один, тонкий или неравномерный, слой грунтовки, акриловой краски или лака.
- Составы наносятся грубой, например, щетинной кистью, оставляющей "борозды".

Правила:
- Качественно подготовленное основание (дерево, гипс, пластик, керамика и проч) решает исход дела.
- Если вы хотите оставить цвет и фактуру основы, можно покрыть ее прозрачным отделочным лаком с глянцевым или матовым эффектом.
- Если вы решаете предварительно нанести на основу рисунок в какой-либо технике, перед создание кракле его нужно зафиксировать и/или покрыть двумя-тремя слоями отделочного лака.
- Каждый слой средства, нанесенного на основу мягкой, но упругой кистью, нужно хорошо просушить.

Сейчас, в качестве примера, мы разберем декорирование деревянной дощечки с нанесенной на нее аппликацией "а-ля Декупаж". Мы говорим так, потому что приклеим на дощечку не салфетку или декупажную карту, а красивую толстую бумагу для Скрапбукинга.

Декупаж со скраповой бумагой

3. Ошибки в выборе бумаги для декора.

Это один из важнейших этапов работы.

Типичные ошибки:
- Слишком тонкая бумага (офисная, журнальная, газетная, от салфетки и проч.), да еще нанесенная на темный фон, может быстро потемнеть и потускнеть после попадания на нее лаков для Кракле, особенно цветных.
- Слишком толстая бумага, как в нашем случае, впитает в себя основную массу лака и не позволит произойти долгожданному эффекту растрескивания.

Правила:
- Декупажные карты печатаются на бумаге различных типов, но все они толще салфетки и тоньше скраповой бумаги. Декупажные карты, как правило, прекрасно подходят для работы в технике Кракле.

Мы выбрали бумагу для Скрапбукинга по двум причинам. Первая причина - нам понравился летний мотив, формат которого, к тому же, прекрасно подходил для нашей квадратной деревянной заготовки. Вторая - мы решили провести своего рода эксперимент.

Конечно, мы догадались размягчить скраповую бумагу в воде, а затем приклеили ее на специальный клей для Декупажа. На этом этапе все шло хорошо: ни воздушных пузырей, на складок, ни разрывов.  При помощи молярного скотча и коричневой акриловой краской сделали темную контрастную квадратную рамку, а также закрасили торцы и обратную сторону заготовки.

Кракле в лаковом слое

4. Шаг №1 или Первый компонент техники - Патинирующий лак.

Типичные ошибки:

- Незагрунтованная пористая основа впитает в себя патинирующий лак, который не сможет в должной мере провзаимодействовать с кракелюрным лаком и дать полноценных трещинок.
- На основу нанесен неравномерный слой патинирующего лака (если это не предусмотрено по задумке).
- Составы наносятся грубой, например, щетинной кистью.
- На белую основу или основу, содержащую светлые места, нанесен цветной патинирующий лак, который затонировал эти места (если это не предусмотрено по задумке).

Правила:
- Патинирующим лаком должны быть покрыты все участки, на которых предполагается получить эффект Кракле.
- Толщина лакового слоя не имеет особого значения, за исключение случая, когда он может впитаться в основу.
- Движения кисти желательно направлять в одну сторону.
- Состав наносят плоской синтетической кистью (для ровного, без "бороздок" покрытия).

В нашем случае патинирующий лак произведен на основе растворителя и имеет темно-бордовый цвет, который придаст работе более темный оттенок. Но нам это "на руку", потому что мы собираемся сделать "старые часы".

Состав мы нанесли нашей любимой упругой широкой синтетической кистью плоской формы. Сама кисть в горлышко баночки не влезает, поэтому мы вылили небольшую лужицу лака в центр дощечки. Затем не спеша (чтобы не получить воздушных пузырьков) размазали лак по декорируемой поверхности, двигаясь по вертикали вверх и вниз.

Дополнительно разровняли жидкое лаковое покрытие плоским концом нашей кисти, двигаясь в том же вертикальном направлении, лишь слегка касаясь поверхности. Все пузырьки и возможные неровности ушли. Кисть отмыли от лака в Уайт-спирите. Ждем около часа-полутора до подсыхания патинирующего лака (состав должен слегка липнуть, но не пачкать палец), затем переходим к следующему шагу. Процесс можно ускорить феном.
5. Промежуточный результат.

В целом, у нас в начале первого шага двухкомпонентной техники Кракле получился довольно толстый слой патинирующего лака, который внушал нам здоровый оптимизм, относительно будущих результатов работы.

Какого же было наше удивление, что этот толстый слой патинирующего лака во время высыхания основательно впитался в большую часть поверхности с наклеенной на нее скраповой бумагой.

Отметим, что одновременно с этим, на рамке нашей работы, покрытой двумя слоями коричневой акриловой краски, лаковое покрытие получилось идеальным - плотным, равномерным и блестящим.

Что же, в этот момент мы заподозрили неладное, но решили продолжить работу, перейдя ко "второму шагу".

Если в этот момент положить на поверхность новый слой (или два) патинирующего лака, то далее вы получите идеальное лаковое покрытие, которое явится хорошей базой для создания равномерных трещинок.

Кстати, каждый промежуточный слой после высыхания можно зашкурить мелкой наждачной бумагой, чтобы сделать лаковую поверхность по-настоящему идеальной.
6. Шаг №2 или Второй компонент техники - Кракелюрный лак.

Типичные ошибки:
- Желательно, чтобы кракелюрный лак был из той же серии средств, что и патинирующий лак (хотя, возможны различные комбинации средств).
- На еще липнущий патинирующий лак нанесен слой кракелюрного лака (при этом составы слегка или даже сильно перемешались между собой).
- Кракелюрный лак нанесен слишком поздно, например, на следующий день, когда патинирующий лак уже окончательно высох.
- Кракелюрный лак нанесен не по всей поверхности с подсыхающим патинирующим лаком, а в ближайшее время планируется "затирка" получившихся в итоге трещинок (затирка тут же прилипнет к тем местам, на которых остался "голый", не подсохший патинирующий лак.
- Лак наносятся грубой, например, щетинной кистью, оставляющей "борозды".

Правила:
- Кракелюрный лак наносится в тот момент, когда патинирующий лак ПОЧТИ подсох (состав должен слегка липнуть, но не пачкать палец).
- Кракелюрным лаком должны быть покрыты все участки, на которые чуть ранее нанесен патинирующий лак (если затирка планируется в ближайшее время).
- Наносить лак из второго шага нужно строго в один слой (не возить кистью по одному и  тому же месту).
- Движения кисти должны быть направлены в ту же сторону, что и при нанесении лака из первого шага (если иное не предусмотрено задумкой).
- Состав наносят плоской синтетической кистью (для ровного, без "бороздок" покрытия).
- Тонкий слой краски даст более тонкие и изящные трещинки, толстый - крупные и глубокие. Неравномерный слой даст разные по размеру и виду трещинки.

В нашем случае использован кракелюрный лак той же серии средств, произведен он на водной основе (как и полагается второму шагу) и имеет темно-карамельный цвет, который придаст работе еще более темный теплый оттенок.

Кракелюрный лак мы нанесли за один раз уверенными мазками примерно через час-полтора после нанесения патинирующего лака. Двигались в том же направлении, используя новую кисть того же типа.

Для удобства работы (напомним, что широкая кисть не влезает в горлышко баночки) мы вылили небольшое количество лака в отдельную емкость. По окончании работы излишки слили обратно в баночку. Кисть промыли под струей воды.
7. Затирка трещинок.

Скорость процесса образования трещинок зависит от толщины слоя кракелюрного лака, а также от температуры. Ускорить его можно при мощи направленной струи теплого воздуха от фена.

Итак, трещинки появились, верхний слой лака высох. Теперь можно приступать акцентированию кракелюров. Делать это можно при помощи различных средств.
Типичные ошибки:
- Затирку наносят на еще не подсохший слой кракелюрного лака.
- Используют крупные сухие пигменты, которые не могут проникнуть в тонкие трещинки.
- Используют краски на водной основе (акриловые, гуашевые и др.), которые затем нельзя стереть (в случае, если не предполагается смывка кракелюрного лака водой).
- Используют густой битум, который сильно затемняет работу и его потом трудно стереть (в случае, если не предполагается смывка кракелюрного лака водой).
- Если слишком сильно втирать затирку, то можно повредить хрупкую кракелюрную сетку.

Правила:
- Трещинки обычно затирают контрастным цветом с основой (светлым на темном или темным на светлом).
- Затирают сухими средствами (порошком пастели, пигментами, тенями для век и проч.) и жидкими составами (битумом, масляными красками и другими "жирными" средствами).
- Затирку наносят хлопковой тканью (не осыпающейся), спонжем, губкой или аппликатором.
- Битумный состав можно слегка развести маслом, например, льняным.
- Излишки битумной затирки можно удалить с поверхности работы кусочком ткани, смоченным тем же маслом, а затем насухо вытереть тряпкой.

В нашей работе есть светлые и темные участки, поэтому мы выбрали в качестве средства для затирки сухие тени для век золотого и темно-зеленого цветов.

Как видно из наших иллюстраций, кракелюрные трещинки на коричневой рамке, покрытой акриловой краской, вполне себе удались. За исключением нескольких частей у кромки нашей работы, где был нанесен кракелюрный лак не до самый краев. В этих местах затирка попала на подсыхающий патинирующий лак и прилипла к нему сплошной массой.

На основном фоне, выполненном из скраповой бумаги, трещинки проявились в редких местах и представили собой своеобразный "мраморный" рисунок. Но этот новый эффект нам понравился!

Мы решили подчеркнуть такие интересные трещинки при помощи сухой затирки темно-зеленого цвета, сочетающегося с зелеными частями цветочного рисунка.
8. Смывка кракелюрного лака.

Мы не часто смываем кракелюрный лак водой, предпочитая создавать как бы "винтажные" предметы декора, для которых лишний темный слой лака - только "плюс". Но об этом в следующем пункте.

Сейчас поговорим подробнее о процессе смывания кракелюрного лака после затирки трещинок.
Типичные ошибки:
- Кракелюрный лак смывают до затирки трещинок (и такое тоже бывает).
- На лаковую поверхность направляют слишком слабые (лак смоется не до конца) или слишком сильные струи воды (затирка может сильно смыться).
- В процессе смывки поверхности касаются руками, оставляя отпечатки на лаковой поверхности.
- Если работа содержит незащищенные лаком бумажные элементы, то они могут значительно подпортиться.

Правила:
- Кракелюрный лак смывают проточной водой, например, направляя струи воды от душа.
- Используют средний по силе напор воды.
- Обычно работают с теплой водой средней температуры (что бы это ни значило).
- Смывают кракелюрный лак достаточно долго и тщательно, при этом не касаясь пальцами лакового слоя.

Мы смыли лак не с первого раза, так как сразу не заметили те места, на которых кракелюрный лак еще остался (все же коснулись поверхности пальцами для проверки). Мы повторили процесс смывки и на все про все у нас ушло минут пятнадцать. После смывания кракелюрного лака мы оставили работу под наклоном высыхать самостоятельно (без участия фена).
9. Закрепление результата.

Мастера, которые смывают слой кракелюрного лака после затирки трещинок, часто оставляют работу без дополнительной защиты. Если вам хочется надежно закрепить результат, то для этой цели можно воспользоваться любым отделочным лаком.

Если мы решаем не смывать слой кракелюрного лака водой, то в этом случае излишки затирки стираем кусочком ткани (без осыпающихся ворсинок) и всю поверхность работы закрепляем отделочным лаком на основе растворителя.

Очень удобно это делать при помощи того же Патинирующего лака из первого шага. Нанесенное в несколько слоев с основательной просушкой (и возможно, зашкуриванием) каждого слоя прочное покрытие станет прекрасной защитой вашей работе.

Типичные ошибки:
- Кракелюрный лак покрывают отделочным лаком на водной основе (кракелюрная сетка может сильно испортится).
- Финишный лак наносят неравномерно или при помощи жесткой кисти.
- В процессе лакировки поверхность касаются руками, оставляя на ней отпечатки.
- Работу ведут в пыльном и не проветриваемом помещении (пылинки остаются в лаковом покрытии, значительно портя его, да и сам лак на основе растворителя довольно сильно пахнет).
- Следующий слой лака наносят до того, как полностью высохнет предыдущий.
- В лаковом покрытии остаются пузырьки воздуха.
Правила:
- Любые лаки лучше всего наносить мягкой, но упругой кистью, которая поможет создать ровное покрытие без "бороздок" (как бывает от жесткого ворса).
- Каждый слой лака хорошо просушивается до нанесения последующего.
- Кроме того, каждый слой можно дополнительно шкурить (самой мелкой наждачной бумагой), для того, чтобы следующий слой ложился ровнее. В этот момент пропадает значительное количество ворсинок пыли, прилипшей к лаковому покрытию, разравниваются воздушные пузырьки.
- После зашкуривания поверхность тщательно протирают влажной тряпкой.
- Финишный слой не зашкуривается.

Мы основательно прошлись наждачной бумагой по обеим сторонам работы в процессе ее окончательной отделки и фиксации результата.

Причин для этого было несколько:
- Наша "смытая" и подсохшая многострадальная работа все еще требовала дополнительной работы над ошибками. Дело в том, что так как наш патинирующий лак изначально сильно впитался в работу, то все шероховатости скраповой бумаги были, так сказать "на лицо". Но шкурили мы ее только после нанесения одного нового слоя отделочного лака, чтобы не содрать ненароком часть бумаги.
- Мы разравнивали засохшие воздушные пузырьки, оказавшиеся на поверхности работы.
- Несмотря на все наши старания, лак лег не вполне равномерно, проявив кое-где небольшие "подтеки" и "накаты" отделочного лака.
- Пока мы занимались лицевой стороной будущих часов, лак тайком затекал под их обратную сторону, образуя некрасивые подтеки, которые также понадобилось убрать при помощи наждачной бумаги.
- Ну и наконец, создавая "старые" часы, нам хотелось придать работе немного "потертости", особенно на краях работы, обнажая цвет и фактуру древесины.

 Декор часов в Трафаретной технике

После подсыхания финишного слоя отделочного лака можно приступать к дальнейшему декору наших часов. Ведь для того, чтобы называться часами нашей дощечке с аппликацией и кракелюрами нужен еще и часовой механизм, стрелки и циферблат.

Но об этом мы расскажем уже в нашей следующней работе по тестированию Универсального многоразового трафарета "Barocci".

Итак, подробнее о том, как мы доделали эти часы, смотрите на нашем сайте в новом Мастер-классе "Летние часы".
P.S. Наиболее частые ошибки по применению специального лака-медиума для создания трещинок в верхнем слое краски смотрите на Мастер-классе "Ошибки однокомпонентного Кракле".

Сангина.ру
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поделитесь с нами своим мнением! (без обязательной регистрации на сайте)